тел. (8332) 65-35-92
Вятские Кустарные Мастерские
 

Историческая справка

Дерево любимый материал вятских мастеров. Деревянной резьбой пышно украшали постройки; избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты); орудия труда (прялки, ткацкие станы). Культура художественной резьбы по дереву имеет богатые национальные и местные особенности.

Яркой страницей художественного творчества вятских мастеров являются иконостасы, сохранившиеся во многих вятских храмах. Своими высокими достоинствами они обязаны мастерству местных резчиков по дереву. Сотни имён народных умельцев, оформляющих алтарные преграды, проходят по архивным источникам. Однако, мы располагаем немногими сведениями о вятских резчиках. И только с середины XVIIIвека в документах начинают фигурировать имена мастеров, подряжаемых на различные «церковные» работы. Иконостас «старинной столярной работы» и царские врата имела церковь Сретения (1705 г.) – «при коем тумбы резьбенные». «Весь резьбенной позолоченный пятиярусный иконостас» украшает Владимиро – Богородскую церковь (1718 г.) Вятки.

Высокие достоинства иконостаса Воскресенского собора (1700 г.) Вятки были отмечены специалистами Главнауки в 1929 году, когда решался вопрос об использовании здания собора. В заключении говорилось о первоклассном историко-художественном значении главного иконостаса, как лучшей работы местных мастеров. Для Вятки этот иконостас является наиболее выдающимся образцом данного периода. Строение этого иконостаса четырехъярусное с крыльями заходящими на боковые стены. В завершении пяти овальных клейм, обрамлённых богатыми резными рамами. Чёткость и стройность композиции подчёркивают вертикальные резные колонки, напоминающие вьющуюся виноградную лозу – древний символ христианства, кронштейны так же орнаментированы резьбой.

Главный иконостас Спасского собора г. Вятки имел следующий облик «… трёхъярусный, резьбенный …, обвитый гирляндами зелёного цвета, ярусы иконостаса разделяются карнизами и поясами, над иконами и по сторонам круглые и полукруглые клейма, 21 ангельских лиц, оживлённых по левкасу с резьбенными сияниями на главах, резьбенна чаша и скрижали закона. В нём царские врата резьбенные, прозрачные с коронами поверху: на них в середине в круглом клейме образ Благовещения Божьей Матери, по углам в клеймах образы четырёх Евангелистов. Над царскими вратами под аркой в просвете резьбенное изображение  Святого Духа в виде голубя в позлощённом сияние, резьбенные…»

Уже с середины XVIII века мастера при заключении подрядов должны были прилагать «рисунки» иконостасов. «Проекты» иконостасов выполняли сами резчики, в некоторых случаях священники предлагали мастерам уже готовые «чертежы»  в обоих случаях формы и характер резьбы не оговаривались, они выполнялись мастерами в соответствии со своим вкусом, фантазией, эстетическими представлениями, опираясь на знакомые образцы. В случае недобросовестного выполнения контрактов духовные власти отстраняли от работ «провинившихся». Контроль над народными мастерами осуществлялся в форме свидетельств, которые выглядели следующим образом: «1786 году декабря 26 дня дано сие одобрение мастерам столярного дела г. Вятки крестьянину Михею Фелипову сыну Носкову да резьбенного искусства крестьянину Федулу Петрову сыну Глызину, в том, что оные освидетельствованы и оказались сведущи, а особливо в делании иконостасов немало обширных и великолепных…»

На протяжении всего ХХ века, казалось бы такое забытое дело, как резьба иконостасов, церковной утвари и золочение их, вновь возникло на Вятке вместе с возрождением Храмов. Бригада высокопрофессиональных резчиков постоянно работала в Вятской епархии на оформлении храмов, а в 1994 году мастера объединились в предприятие «Вятские Кустарные Мастерские». Высокий профессионализм и безупречное качество работы вятских резчиков, возродивший традиционный промысел знают в Москве и Петербурге, Тюмени…

В 1995 году образцы предприятия «Вятские Кустарные Мастерские» были впервые утверждены на Художественном Совете, как  изделия народно-художественных промыслов признанного художественного значения. Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы помещается на колоннах, кронштейнах, карнизах и вратах. Главный мотив резчиков – растительный мир: виноградная лоза, листья и ветки аканта, цветы, орехи в чашечках, которые переплетаются с завитками, бусинками, образуют богатую игру света и тени.

К сожалению, рисунки вятских иконостасов XVIII – XIX столетия в архивных документах сохранились частично, многие памятники погибли и потому по крупицам пришлось собирать материалы современным умельцам предприятия. Работа над украшениями иконостасов резьбой всегда менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Так и в настоящее время декоративное оформление иконостасов резьбой выполняется мастерами в соответствии с их вкусами и пристрастиями.

Документы
Мы предлагаемО нашей фирмеФотогалереяИконостасы, церковная мебель, церковная утварьКиотыИсторическая справкаНаши наградыСветские заказыКонтактыДокументы